Бах (1685-1750)
1685 год
замечателен тем, что в этот год родились два величайших немецких композитора:
Бах и Гендель, которые и до сих пор известны образованным людям всего мира. Родился Иоганн Себастьян [1] Бах в очень
музыкальной семье, да и предки его были тоже очень музыкальны: были там и
органисты, и капельмейстеры, и просто любители-музыканты, игравшие на самых
простых инструментах, как, например, один из его отдаленных предков — мельник —
играл на каком-то инструменте вроде гитары, — видно, по наследству Бах получил
свой музыкальный талант. Маленький Бах рано осиротел, и воспитывал его старший брат,
который, заметив рано проявившийся талант у своего маленького брата, начал сам,
как умел, учить его музыке. Занятия эти для ребенка были неинтересны, задаваемые братом
уроки — скучны, так как шли по старым правилам, , совсем не удовлетворявшим
мальчика. У ребенка была потребность побольше знакомиться с музыкой,
проигрывать музыкальные сочинения. Он часто просил брата дать проиграть ему
сборник пьес старых музыкантов, но тот ни за что не соглашался ему его дать,
боясь, вероятно, что ребенок их разорвет. Однажды мальчик все-таки добрался до заветного сборника:
ночью потихоньку подошел к шкафу, где он хранился, просунул руку в железную
решетку шкафа, свернул тетрадь в трубку и вытащил ее. С необыкновенной
настойчивостью, по ночам, при свете луны, он принялся ее переписывать, что
стоило ему болезни глаз, окончившейся к концу жизни слепотой. Довести переписку до конца
мальчику все-таки не удалось, так как брат застал его раз за этим занятием и,
к большому огорчению ребенка, отнял у него тетрадь. С 15 лет Баху пришлось зарабатывать, чтобы не быть в тягость
обремененному семьей брату. С этих лет он отправился
искать заработок в разные города. Заработок его был так мал, что едва хватало
на жизнь, а ему гак хотелось побывать везде, где можно послушать лучших
музыкантов. Не имея
денег на проезд, он, не долго думая, отправился в соседние города пешком и там
везде насладился музыкой, к которой его неудержимо влекло. Зарабатывал он сначала как
певчий, а когда сломался голос — как органист, словом, всем, чем только мог. В то же время он сочинял
музыку и сразу вводил в нее что-то свое, совсем новое. Тогда
музыка была главным образом церковная, и церковники за эту новизну его очень
преследовали. Преследуемый в одном месте, он искал счастья в другом, но
везде то же самое: новизну, вольнодумство не терпели. Единственно, чем он везде
покорял людей, это своей изумительной игрой на органе. Так проходили годы упорного
труда в постоянной борьбе с невзгодами жизни. В это же время его
современник, Гендель, уже был известен своим талантом, и Баху хотелось
познакомиться с ним и с его произведениями, но из-за всяких случайностей ему
это при всем его старании не удалось. Так эти два знаменитых человека и не
встретились. Постоянно нуждаясь в заработке для себя и для семьи, Баху
приходилось переезжать из города в город, но это не убавило энергии великого
музыканта, и он в это время писал свои замечательные сочинения и для фортепиано,
и для пения, но самые замечательные были для органа.
Так в труде и творчестве провел жизнь Бах до старости,
оставив после себя такие необычайные сочинения, что для того, чтобы некоторые
из них понимать, надо много учиться музыке и вникать в нее, и до сих пор еще
многие не могут проникнуть во всю глубину их.
При жизни Бах был совсем
мало понят и оценен: глубокая, серьезная музыка была недоступна его современникам,
но у него есть произведения, которые и детям могут быть очень интересны. Вольфганг Амадей Моцарт
Биография Моцарта, музыка и творчество.Моцарт Вольфганг Амадей — австрийский композитор. Большое влияние на
музыкальное развитие Моцарта оказал его отец Леопольд Моцарт, обучивший сына
игре на музыкальных инструментах и композиции. В возрасте 4 лет Моцарт играл на
клавесине, с 5-6 лет начал сочинять (1-я симфония исполнена в 1764 в Лондоне).
Клавесинист-виртуоз, Моцарт выступал также как скрипач, певец, органист и
дирижер, блестяще импровизировал, поражая феноменальным музыкальным слухом и памятью.
Уже с 6 лет в
биографии Моцарта виден успех: он с триумфом гастролировал в Германии, Австрии,
Франции, Англии, Швейцарии, Италии. В возрасте 11 лет выступил как театральный
композитор (школьная опера "Аполлон и Гиацинт"). Год спустя создал
нем. зингшпиль "Бастьен и Бастьенна" и итальянскую оперу-буффу
"Притворная пастушка". В 1770 папа римский наградил его орденом
Золотой шпоры.
В том же году
14-летний музыкант после специального испытания был избран членом
Филармонической академии в Болонье (здесь Вольфганг Моцарт некоторое время брал
у Дж. Б. Мартини уроки композиции). Тогда же юный композитор дирижировал в
Милане премьерой своей оперы "Митридат, царь понтийский". В следующем
году там же была исполнена серенада Моцарта "Асканий в Альбе", через
год опера " Луций Сулла". Артистическое турне и дальнейшее пребывание
в Мангейме, Париже, Вене способствовали широкому ознакомлению Моцарта с
европейской музыкальной культурой, его духовному росту, совершенствованию
профессионального мастерства. К 19 годам Вольфганг Амадей Моцарт был автором 10
музыкально-сценических произведений различных жанров (среди них оперы
"Мнимая садовница", поставленная в Мюнхене, " Сон Сципиона"
и "Царь-пастух" в Зальцбурге), 2 кантат, многочисленных симфоний,
концертов, квартетов, сонат, ансамблево-оркестрических сюит, церковных
композиций, арий и других произведений. Но чем больше вундеркинд превращался в
мастера, тем меньше интересовалось им аристократическое общество.
С 1769 Вольфганг
Амадей Моцарт числился концертмейстером придворной капеллы в Зальцбурге.
Архиепископ Иероним граф Коллоредо, правитель церковного княжества,
деспотически ограничивал возможности его творческой деятельности. Попытки найти
другую службу были тщетны. В княжеских резиденциях и аристократических салонах
Италии, немецких государств, Франции композитор встречал равнодушие. После
скитаний в 1777-79 Вольфганг Амадей Моцарт был вынужден вернуться в родной
город и занять должность придворного органиста. В 1780 для Мюнхена был написана
опера "Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант". Хлопоты о службе
остались безуспешными. Средства к существованию Моцарт добывал эпизодическими
изданиями сочинений (большинство крупных произведений опубликованы посмертно),
уроками игры на фортепиано и теории композиции, а также "академиями"
(концертами), с которыми связано появление его концертов для фортепиано с
оркестром. После зингшпиля "Похищение из сераля" (1782), явившегося
важной вехой в развитии этого жанра, композитору почти 4 года не представлялся
случай писать для театра.
В 1786 в
императорском дворце Шенбрунн была исполнена его небольшая музыкальная комедия
"Директор театра". При содействии поэта-либреттиста Л. Да Понте в том
же году удалось, осуществить постановку в Вене оперы "Свадьба Фигаро"
(1786) но она шла там сравнительно недолго (возобновлена в1789); тем более
радостен был для Моцарта шумный успех " Свадьбы Фигаро" в Праге
(1787). С энтузиазмом отнеслась чешская публика и к специально написанной для
Праги опере Моцарта "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787); в
Вене же (пост. 1788) эта опера была принята сдержанно. В обеих операх полностью
раскрылись новые идейные и художеств, устремления композитора. В эти годы
достигло расцвета также его симфоническое и камерно-ансамблевое творчество.
Должность "императорского и королевского камерного музыканта",
предоставленная императором Иосифом II в конце 1787 (после смерти К. В. Глюка),
сковывала деятельность Моцарта. Обязанности Моцарта ограничивались сочинением
танцев для маскарадов. Лишь однажды ему поручили написать комическую оперу на
сюжет из светской жизни — "Все они таковы, или Школа влюбленных"
(1790). Вольфганг Моцарт намеревался покинуть Австрию. Предпринятая им в 1789
поездка в Берлин не оправдала его надежд. С воцарением в Австрии нового
императора Леопольда II (1790) положение Моцарта не изменилось. В 1791 в Праге,
по случаю коронации Леопольда чешским королем, была представлена опера Моцарта
"Милосердие Тита", встреченная холодно. В том же месяце (сентябрь)
увидела свет "Волшебная флейта". Поставленная на подмостках
пригородного театра. Эта опера Моцарта нашла настоящее признание у
демократической публики Вены. Среди передовых музыкантов, сумевших в полной
мере оценить силу дарования Моцарта, были его старший современник И. Гайдн и
младший — Л. Бетховен. В
консервативных кругах его новаторские произведения осуждались. С 1787
прекратились "академии" Моцарта. Ему не удалось организовать
исполнения 3 последних симфоний (1788); три года спустя одна из них прозвучала
в благотворительных концертах в Вене под управлением А. Сальери.
Весной 1791
Вольфганга Моцарта зачислили бесплатным помощником капельмейстера собора св.
Стефана с правом занять это место в случае смерти последнего (капельмейстер
пережил его). За полмесяца до смерти Моцарт слег (диагноз -
ревматически-воспалительная лихорадка) Умер, не достигнув 36 лет . Был погребен
в общей могиле на кладбище св. Марка (местонахождение могилы неизвестно).
|