Пояснительная записка
Рабочая программа по
музыке для 1-4 классов
разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования;
-
учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2012.
Рабочая программа ориентирована
на использование учебно-методического комплекта:
·
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
«Музыка.1 класс»: Учебник - тетрадь для учащихся 1 класса,М., Просвещение, 2012.
·
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
«Музыка.2 класс»: Учебник - тетрадь для учащихся 2 класса,М., Просвещение, 2012.
·
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
«Музыка.3 класс»: Учебник - тетрадь для учащихся 3 класса,М., Просвещение, 2012.
·
Хрестоматия музыкального материала к учебнику
«Музыка»: 1 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2012;
·
Хрестоматия музыкального материала к учебнику
«Музыка»: 2 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2012;
·
Хрестоматия музыкального материала к учебнику
«Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2012;
·
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику
«Музыка.1 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение,
2012)
·
Фонохрестоматии музыкального материала к
учебнику «Музыка.2 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение,
2012)
·
Фонохрестоматии музыкального материала к
учебнику «Музыка.3 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение,
2012) - Поурочные разработки для 1-4 классов "Уроки музыки":1-4 кл.:- М., Изд. "Просвещение", 2012.
Рабочая программа рассчитана на
33ч. в год: 1 час в неделю в 1 классе,
34 ч. в год: 1
час в неделю во 2 классе, 34 ч. в год: 1 час в неделю в 3 классе.
Изучение музыки в 1-4 классах направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной
культуры, через знакомство с
музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению
следующих целей и задач:
·
формирование основ музыкальной культуры через
эмоциональное, активное восприятие музыки;
·
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к
своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре
разных народов мира;
·
освоение музыкальных произведений и
первоначальных знаний о музыке;
·
развитие интереса к музыке и музыкальной
деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной
памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных
видах музыкальной деятельности.
В ней также
заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций.
Курс нацелен на изучение целостного
представления о мировом
музыкальном искусстве, постижения
произведений золотого фонда
русской и зарубежной
классики, образцов музыкального
фольклора, духовной музыки, современного
музыкального творчества. Изучение
музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы
младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как
проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие
образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном
искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение
элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности
(хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально
пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса,
нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине,
уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству,
профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Календарно –
тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка. Начальные
классы». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2012.
Планируемые результаты
- развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
- побуждение эмоционального
отклика на музыку разных жанров;
- развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера
и настроения;
- формирование навыков выражения своего отношения музыке
в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
- развитие певческих умений и навыков (координации между
слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
- развитие умений
откликаться на музыку с помощью
простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
- формирование навыков элементарного музицирования на
простейших инструментах;
- освоение элементов
музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
-
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу начальной школы
обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное
эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными
занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в
звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни,
настроения, чувства, характер и мысли человека;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной
природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и
изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации
сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное
произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- передавать
собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида
музыкально-творческой деятельности,
выступать в роли слушателей,
эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
- охотно участвовать в коллективной творческой
деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки,
музыкальных инструментах;
- использовать систему графических знаков для
ориентации в нотном письме при пении
простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть
их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и
жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение,
инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Формы контроля
- Работа по карточкам
- Музыкальный диктант
- Урок концерт
- Музыкальная викторина
УУД по предмету «Музыка» 1-4 класс
(из ожидаемых результатов ФГОС и примерной программы):
результат
|
Характеристика в ФГОС
|
Личностные
|
1.
внутренняя позиция школьника на уровне
положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты
школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
2.
широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
3.
учебно-познавательный интерес к новому учебному
материалу
4.
ориентация на понимание причин успеха в учебной
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание
предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
5.
способность к самооценке на основе критериев
успешности учебной деятельности;
6.
основы гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
7.
ориентация в нравственном содержании и смысле как
собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
8.
знание основных моральных норм и ориентация на их
выполнение
9.
развитие этических чувств
10. эмпатия как
понимание чувств других людей и сопереживание им;
11. установка на
здоровый образ жизни;
12. основы экологической
культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей
деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения;
13. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
|
Регулятивные
|
1. целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимся, и
того, что еще неизвестно;
2. планирование — определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
3. прогнозирование —
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных
характеристик;
4. контроль в форме
сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
5. коррекция
—
внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в
случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
6. оценка — выделение и
осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения;
7. саморегуляция как
способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в
ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
|
Познавательные
|
1.
осуществлять поиск необходимой информации дня
выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном
пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
2.
осуществлять запись (фиксацию) выборочной
информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
3.
использовать знаково-символические средства, в том
числе модели и схемы для решения задач.
(С точки зрения предмета «Музыка»
самым близким является понятие моделирование. Мелодия – это мысль, выраженная в
знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном
зерне кроется основная идея всего музыкального произведения.
Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо,
прежде всего, обращать внимание на интонационный анализ. Музыкальная
интонация – способ самовыражения человека, способ передачи информации
эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения
между людьми. Интонация – это зерно смысла заложенного композитором. В
интонации заложена оценка человеком окружающего мира и самого себя и способ
передачи этой оценки другим людям. На основе этой мысли возникает музыкальный
образ. Особая ценность музыкального образа в том, что он возникает в
воображении, поэтому у каждого человека получает свое особое воплощение):
4.
строить сообщения в устной и письменной форме;
5.
научиться основам смыслового восприятия
художественных и познавательных музыкальных произведений, выделять
существенную информацию из муз. произведений разных жанров
6.
осуществлять анализ музыки с выделением
существенных и несущественных признаков;
7.
осуществлять синтез как составление целого из
частей;
8.
проводить сравнение, сериацию и классификацию по
заданным критериям;
9.
устанавливать причинно-следственные связи в
изучаемом круге явлений;
10. строить
рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
11. обобщать, т.е.
осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса
единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
12. осуществлять
подведение под понятие на основе распознавания средств музыкальной
выразительности, выделения существенных признаков и их синтеза;
13. устанавливать
аналогии.
|
коммуникативные
|
1.
использование речи для регуляции своего действия;
2.
активное слушание музыкальных произведений, анализ
и обсуждение услышанного;
3.
способность вести диалог;
4.
способность встать на позицию другого человека;
5.
участие в обсуждении значимых для каждого человека
проблем жизни;
6.
продуктивное сотрудничество со сверстниками и
взрослыми;
7.
участие в коллективном обсуждении проблем.
|
Информационно-методическое обеспечение для
учителя
·
Сборники песен и
хоров
·
Книги о музыке и
муыкантах
·
Музыкальные
энциклопедии
·
Таблицы: нотные
примеры, средства музыкальной выразительности
·
Портреты
композиторов
·
Атласы музыкальных
инструментов
·
Видео фрагменты
«Опера, балет»
·
Музыкальные
инструменты: фортепиано, синтезатор
·
Комплект детских
музыкальных инструментов
Информационно-методическое обеспечение для учащихся
·
Комплект детских
музыкальных инструментов
·
Дидактический
раздаточный материал: жанры, музыкальные инструменты
|